Лучшая коллекция бесплатных примеров бизнес-планов,
статьи начинающим бизнесменам о написании бизнес-планов,
каталог консалтинговых и инвестиционных компаний.
Расчет на интуицию или опыт не всегда способен привести к успеху. По-прежнему среди бизнесменов и специалистов идут споры о том, насколько актуально бизнес-планирование в условия... При составлении бизнес-плана предприниматель стремится создать эффективный инструмент для планирования своей деятельности...

Считается, что для старта в бизнесе достаточно иметь хорошую идею и достаточное финансирование. Однако на практике оказывается, что все не все так однозначно. Среди бизнесменов и представителей научного сообщества до сих пор нет единства мнений по поводу того, как создать успешное предприятие. Не так давно прошел круглый стол, посвященный вопросам организации собственного бизнеса в российских условиях. В этом мероприятии приняли участие представители ряда отечественных компаний, экономисты, аналитики и некоторые другие специалисты. 

Опираемся на интуицию

Компанию «Евросеть» представлял на круглом столе Евгений Чичваркин. В своем выступлении он отметил, что бизнес в России можно и нужно начинать без особого внимания к точным цифрам. По мнению г-на Чичваркина, бизнес-планирование, строгий учет и ряд других инструментов относятся к развитому бизнесу. Компания, достигшая определенных высот в своей деятельности, может позволить себе заниматься точными расчетами и оттачиванием механизмов своего бизнеса. По словам Евгения Чичваркина, тогда это необходимо для достижения преимуществ перед конкурентами. Только когда уровень конкуренции обостриться до предела, возникнет необходимость в применении западных стандартов бизнес-планирования, в подсчете издержек и затрат бизнеса. Господин Чичваркин высказал мнение, что когда есть возможность зарабатывать прибыль, то нет времени и возможности заниматься точными подсчетами. Так было при начале появления бизнеса Чичваркина, подобным образом компания «Евросеть» действует и сейчас. При вхождении компании в новый город или регион, подбирается, в первую очередь, команда исполнителей. Самое трудное – найти лидера, который организует всю дальнейшую работу. Когда группа специалистов на новом месте набрана, руководство компании перекладывает на ее плечи все заботы по организации бизнеса. Набранные специалисты подберут помещение под офис, наберут недостающий персонал и проведут остальные необходимые для начала работы мероприятия. Упор делается на самостоятельную работу и финансовый результат. При необходимости, руководство «Евросети» может внести необходимые коррективы, учитывая местные особенности.  

По словам Евгения Чичваркина, в наших условиях трудно что-либо планировать на перспективу. Рынок во многих сегментах продолжает формироваться, а правила ведения бизнеса довольно часто изменяются. Только в случае повышенной конкурентной борьбы на определенном участке рынка, можно заниматься бизнес-планированием. Однако г-н Чичваркин считает, что до сих пор таких участков рынка очень мало. К тому же, отечественные условия позволяют предпринимателям продвигаться и развивать новые участки рынка, а не топтаться на месте, усиливая конкуренцию. В качестве примера, Чичваркин привел компанию «Евросеть», которая при малейшей возможности выходит на новые рынки сбыта. Причем делает это часто довольно дерзко. В качестве примера он привел начало работы компании в Татарстане. Многие предрекали неудачу «Евросети», доказывая, что местные бизнесмены будут яростно сопротивляться появлению столичного конкурента. Однако оказалось, что розничная торговля телефонами не представляет угрозы местному крупному бизнесу, которому интереснее заниматься сырьевыми проектами. Госпожа Ирина Эльдарханова, представляющая компанию «Конфаэль», говоря о собственном опыте начала предпринимательской деятельности, подчеркнула, что планирования не было и в начале ее пути в бизнес. По ее словам, даже если бы бизнес-план и был, то маловероятно, что удалось бы учесть все моменты, связанные с началом предпринимательской деятельности. 

Оптимизм приводит к успеху

На прошедшем мероприятии, Стокгольмская школа экономики была представлена в лице Людмилы Маргулец. По ее словам, для успешного ведения бизнеса, предприниматель должен обладать долей артистизма. Немаловажно для достижения успеха с оптимизмом смотреть в будущее, потому что такой  настрой передается всем окружающим. Казалось бы, банальные истины. Вместе с тем, утверждает Людмила Маргулец, многие начинающие предприниматели забывают об этом. По ее мнению нет особых «чудесных путей» достижения успеха. На первом этапе бизнеса, очень важны личностные качества предпринимателя. Первые клиенты и партнеры будут судить о коммерсанте по его личности, по  способности произвести благоприятное впечатление и убедить в перспективности своего дела. Основываясь на собственном опыте, Людмила Маргулец сказала, что ей удалось в начале своей работы заинтересовать одного иностранного партнера благодаря личным качествам, в частности оптимистичному настрою. Г-жа Маргулец подчеркнула, что для начала любого бизнеса нужно оказаться в трудной ситуации, как не странно это звучит. Когда ситуация критическая, тогда человек пытается изменить жизнь, занявшись бизнесом. Напротив, когда все стабильно и спокойно, очень трудно решиться на начало предпринимательской деятельности. 

Так нужен ли бизнес-план?

Представитель всемирно известной компании «Эрнст энд Янг» Елена Ломакина предостерегла начинающих предпринимателей от излишней самонадеянности. Не нужно забывать, что без бизнес-плана невозможно обратиться к инвестору за кредитом. Финансисты любят точные цифры и расчеты, а в перспективности и состоятельности нового бизнеса их может убедить только бизнес-план. Кроме того, бизнес-план позволяет начинающему бизнесмену самому глубже проанализировать свой проект, что значительно сокращает опасность рискованных операций в будущем.  Часто оказывается так, что казавшимся прибыльным проект, при проведении соответствующих расчетов, оказывается убыточным или находящимся на грани рентабельности.

Госпожа Эльдарханова поддержала мнение Елены Ломакиной по поводу бизнес-планов. Необходимость внешнего заимствования приводит к тому, что бизнес-план необходим. По ее мнению, нужно внимательно изучать опыт западных компаний, накопивших значительный опыт в этой сфере.

Совместными усилиями – к новым вершинам

Господин Максим Ноготков, представляющий компанию «Связной», изложил свое видение начала коммерческой деятельности. По его мнению, необходимо выяснить, что не устраивает покупателей или потребителей в определенных товарах или услугах. Еще один вариант, узнать реальную потребность в новом товаре или услуге. Как только это удается, можно задумываться о собственном деле. Максим Ноготков остановился на таком аспекте развития бизнеса, как работа с поставщиками и другими деловыми партнерами. По его убеждению, в начале своего пути, начинающий бизнесмен должен опираться на таких же новичков на рынке или на небольшие компании, ценящие каждого нового клиента. Например, крупной оптовой фирме ваш небольшой магазин может быть не интересен, а вот начинающий оптовой продавец может вам предоставить товарный кредит или некоторые другие льготы. Хорошо, когда бизнес развивается вместе с партнерами. При этом считает Максим Ноготков, нужно продвигаться вперед и, при необходимости, менять партнеров. Например, если обороты компании достигли значительных величин, то можно перейти на обслуживание в более крупное финансовое учреждение. В процессе развития бизнеса нужно постепенно переориентироваться на более крупных поставщиков, оптовых покупателей и т.п.

Господин Ноготков предупредил начинающих коммерсантов об опасности того, что их планы и идеи могут встретить непонимание и сопротивление. В качестве примера, Максим Ноготков привел историю компанию с названием «Связной». Первоначально, это название многими воспринималось в штыки, а в настоящее время, это название вызывает позитивное восприятие. Получается, что чем успешнее бизнесмен и его детище, тем больше поддержка и одобрение со стороны.   

Начинать бизнес в современных условиях весьма непросто. На стороне начинающего бизнесмена его личное обаяние и артистизм, упорство и стремление достичь успеха. Не стоит забывать о том, что любой бизнес держится на клиентах, которым необходимы ваши товары или услуги. Некоторые успешные бизнесмены заявляют, что не видят необходимости в применении детального бизнес-планирования в начале пути. По их мнению, для любого успешного бизнеса необходима частичка авантюризма. Другие специалисты подчеркивают необходимость подготовки бизнес-плана для нового проекта, хотя бы с целью получения финансирования. Ряд коммерсантов советуют начинать свое дело с сотрудничества с небольшими компаниями и такими же начинающими бизнесменами. В любом случае, если вы решили начать свое дело, то выслушав все советы, продвигайтесь с опорой на свои силы и верой в достижимость поставленных целей.

Книги про бизнес планы