Лучшая коллекция бесплатных примеров бизнес-планов,
статьи начинающим бизнесменам о написании бизнес-планов,
каталог консалтинговых и инвестиционных компаний.
В статье рассмотрены подробно основные разделы бизнес-плана и их характеристики. Бизнес-план составляется чаще всего для того, чтобы привлечь инвесторов в свой проект или бизнес, а также, для того чтобы... Многие специалисты из консалтинговых фирм сходятся во мнении, что жестких рамок при написании бизнес-планов не существует...

В данной статье мы поговорим о схеме черновика бизнес-плана. Которую Вы, конечно, сможете использовать и изменять в соответствии с Вашими пожеланиями и требованиями. Схема, которая получится в итоге, вполне может быть использована, как основа для будущего бизнес-плана.

Итак, поговорим немного о структуре схемы бизнес-плана, которую Вы можете увидеть ниже. Предложенная нами структура состоит из названий заголовков. После каждого из этого названия стоят скобки, в которых указаны определённые числа. Числа в скобках – это минимальный (первая цифра) и максимальный объём раздела, указанный в страницах. Объём разделов зависит от масштаба и размера нового предприятия, которое Вы планируете открыть. Если Вы хотите открыть маленькое предприятие, которое будет приносить небольшой, но стабильный доход, то Вы можете вполне ограничиться минимум страниц в бизнес-плане. Ну, а если Вы планируете открыть большое предприятие, которое будет приносить большие доходы, в которое нужно вложить много усилий и средств, как финансовых, так и моральных, то Вам просто необходимо подробно всё описывать в своём бизнес-плане, потому что одна, даже небольшая, ошибка может свести все Ваши усилия на НЕТ.  

Избегайте лишних деталей в “теле” бизнес-плана. Все сноски, замечания, объяснения, комментария, мнения и др. Переносите в приложения бизнес-плана, ведь для этого оно и нужно. В “теле” бизнес-плана должно быть только самая важная информация – анализы и исследования. Помните, что многие банкиры и инвесторы не любят читать бизнес-планы, в которых нет никакого порядка.

Но в то же время, в Ваши анализы и исследования должны быть максимально полными. Ведь, инвесторам хочется знать перспективы и объективные оценки того бизнеса, в который они собираются вкладывать свои деньги. Да, и банкиры тоже не любят, когда ничего не понятно!

Итак, структура схемы бизнес-плана:

  1. Введение (1 стр.Собственно, введение. Здесь укажите авторов этого бизнес-плана и все контактные данные.
  2. Резюме (1-3 стр.). Этот блок оставьте напоследок. В Резюме кратко опишите все важные моменты этого бизнес-плана. 
  3. Предназначение предприятия, стратегические планы и т.д. (1-2 стр.). Здесь также кратко опишите, каковы самые главные цели, которые поставлены перед Вами, каковы будут действия для достижений этих целей, какое предназначение нового предприятия, какие будут использованы стратегические планы для достижения цели, каков желаемы доход и т.д.
  4. Ваш статус (1-5 стр.). В этом блоке укажите все Ваши успехи в бизнесе (финансы, продажи, новые технологии и т.д.).
  5. Информация о Вашем товаре или услуге (1-3 стр.). Здесь опишите ваш товар или услугу, все преимущества перед товарами или услугами конкурентов, способы их производства, пути их доставки и т.д. В общем, этот раздел должен быть посвящён полностью товарам или услугам.
  6. Исследования рынка (3-6 стр.). В этом блоке поместите исследования рынка, которое было проведено Вами ранее. Масштаб рынка, основные торговые марки, перечисление всех Ваших конкурентов, описание пожеланий клиентов и др.
  7. Маркетинговые стратегии, планы продаж и т.д. (3-6 стр.). Здесь опишите, за счёт, каких качеств клиенты будут приобретать именно Ваш товар или услугу, а не товар или услугу, предлагаемых конкурентом. Укажите также каков, по Вашему мнению, будет размер продаж, укажите методы борьбы с конкурентами, укажите все затраты связанные с этим, и т.д.
  8. Технологии производства (0-2 стр.). В этом разделе опишите все используемые технологии производства Ваших товаров или услуг. В принципе, не обязательный раздел, но если у Вас крупный бизнес, то без него никак не обойтись.
  9. Производство (2-5 стр.). Здесь опишите всё производство Вашего товара или услуги. Укажите все расходы, потраченные на производство Вашего продукта. Здесь же можно указать Ваши планы по поводу развития производственного процесса.
  10. Персонал (2-3 стр.). В этом разделе перечислите весь персонал Вашего предприятия, также здесь опишите иерархию Вашей компании, то есть, кто есть кто. Здесь же можете указать все расходы, потраченные на зарплату рабочему персоналу.
  11. Финансовый план (4-8 стр.). Самый большой раздел схемы. Здесь коротко и ясно покажите, сколько Вы планируете заработать, сколько Вы планируете потратить на развитие бизнеса, какая, по Вашему мнению, будет чистая прибыль и т.д. Уделите этому разделу много внимания, так как он чрезвычайно важен, как для Вас и Вашего бизнеса, так и для инвесторов.
  12. Финансовые требования, сроки и т.д. (0-2 стр.). В этом блоке укажите, откуда будут поступать финансы, Ваши финансовые требования, сроки возможной окупаемости. Если бизнес-план пишется для инвесторов, то в этом блоке Вы должны их убедить, что их инвестиции будут им возвращены. Будьте реалистами!
  13. Исполнение (1-3 стр.). Здесь опишите сроки действия данного бизнес-плана, некоторые пути для достижения главной цели и т.д.     
  14. Заключение (1 стр.). Ну, и, наконец, заключение. В этом разделе подведите всему итог. Объясните, почему Ваше предприятие преуспеет, и будет приносить дивиденды, тем, кто в него вложил свои деньги.
  15. Приложение. Описания, объяснения, возможные сноски, комментария, мнения, все таблицы, все изображения и др. – всё это приложение. Оно предназначено для того, что бы читатель мог сконцентрироваться на анализах и исследованиях в бизнес-плане, а не на чём-то лишнем.

Книги про бизнес планы