Лучшая коллекция бесплатных примеров бизнес-планов,
статьи начинающим бизнесменам о написании бизнес-планов,
каталог консалтинговых и инвестиционных компаний.
Итак, вы решили открыть свое дело. Бизнес-планы законодательством не регламентируются, поэтому бизнес-планы очень разнятся между собой. Эффективность работы предприятия напрямую зависит от умения управляющего составлять бизнес-план.

До настоящего момента законодательно не закреплены четкие требования к составлению бизнес-плана. Это приводит к тому, что часто данный документ составляется на усмотрение конкретного заказчика. Отличаются целые разделы и структура документа. Особенно это касается тех случаев, когда бизнес-план составляется предприятиями и организациями, занимающимися разным видом бизнеса. В случае если компании занимаются схожим видом деятельности, однако масштаб бизнеса разный, то бизнес-план должен иметь одинаковую структуру, отличаясь степенью детализации и размерами изложенной информации. При составлении бизнес-плана обычно превалирует та или иная цель. Чаще всего, бизнес-планирование применяется для привлечения внешнего инвестирования, для оценки того или иного коммерческого проекта, а также с целью планирования своей деятельности.

Стандартный бизнес-план включает в себя несколько обязательных разделов:

Титульная страница

В этом разделе отображаются данные предприятия, которые должны включать в себя наименование компании, ее фактический и юридический адрес. При наличии Интернета и собственного сайта, в этом разделе указывается его адрес и наименование, а также электронная почта. На титульной странице сообщается информация о владельцах предприятия. На титульную страницу выводится краткое изложение информации о проекте, а также реквизиты непосредственных авторов бизнес-плана и дата его составления.

Резюме

Раздел посвящен изложению основных параметров нового проекта. В резюме кратко излагается информация, необходимая, прежде всего, для инвесторов. После прочтения данного раздела инвесторы должны получить ясное и четкое понимание того, какие перспективы имеет планируемый бизнес. Не рекомендуется использовать в данном разделе бизнес-плана сложные технические термины и специальную терминологию. Не лишне напомнить и о том, что особенно важно сделать этот раздел доступным для восприятия. Как правило, именно после прочтения резюме может быть принято определенное решение, касающееся финансирования проекта.

Описательная часть

В данной части бизнес-плана излагается информация, которая наиболее полно описывает фирму, являющуюся инициатором составления плана. Раздел начинается с изложения полных реквизитов предпринимательской структуры, ее собственниках или учредителях. Описывается конкретные задачи и цели организации, успехи в бизнесе, которые были достигнуты ранее. Допускается перечисление основных видов деятельности или видов промышленного производства и ряд других данных, раскрывающих компанию.

Раздел о новой услуге (товаре)

Данная часть бизнес-плана должна включать анализ нового товара или новой услуги. Прописываются основные характеристики новинки, ее отличия и преимущества над уже существующими товарами или услугами. Определяется круг потенциальных потребителей. В этом разделе дается информация о наличии лицензий и патентов, необходимых для начала производства или оказания услуги.

Маркетинговый анализ конкурентов

Раздел предполагает размещение информации обо всех проведенных маркетинговых исследованиях нового предложения. Приводятся данные о существующих на рынке товарах или услугах, выявляются их слабые и сильные стороны. Делается анализ сбытовой политики основных игроков на рынке, а также анализ их маркетингового поведения. Данный раздел очень важен при составлении бизнес-плана. Ряд специалистов дают рекомендации начинать работу над планом именно с этого раздела. Так как именно после проведения маркетинговых исследований можно сделать определенный вывод о реальности достижения успеха нового продукта.

Собственная маркетинговая политика

В данном разделе необходимо изложить собственную политику по развитию, продвижению и сбыту нового изделия или услуги. Будет уместно в данном разделе описать нишу на рынке, которая должна быть занята новым продуктом. Особое внимание уделяется конкретным мероприятиям, направленным начало продаж продукта. В этом же разделе описывается предполагаемая ценовая политика, а также рекламная и маркетинговая стратегия. Данный раздел требует особой тщательности и детализации при составлении.

Производство

Раздел, который необходим только при наличии собственных производственных мощностей. Тут описываются технологические особенности производства, дается описание производственного цикла. Кратко характеризуется само производство: его проектная и реальная мощность, схематически излагается особенности работы производства и ряд других моментов. В случае, если бизнес-план составляется для нового производства, то в таком случае дается описание закупленного и установленного оборудования. При планировании строительных работ в этом разделе приводятся данные, касающиеся этих работ (сметы затрат и т.п.). В производственном разделе также описывается материалы и сырье, которые потребуются при производстве нового изделия. Данный раздел предполагает внесение информации о складских помещениях, а также о контрагентах и поставщиках сырья или материалов, необходимых в процессе производства.

Кадровый раздел

Подробная информация о персонале предприятия. Описывается штатная и организационная структуры, основные должностные обязанности членов коллектива. Этот раздел предусматривает описание ситуации с кадрами на предприятии и организации, информируется о необходимости привлечения новых кадров. Дается материал по расходам, связанным с фондом оплаты труда и другими социальными затратами. Приводятся данные об уровне квалификации кадров, а также о планируемых мероприятиях по их переподготовке.

Организационный раздел

Излагается схематичная структура предприятия. Приводятся данные о подразделениях, а также квалификационные требования к сотрудникам различных подразделений. Кратко излагаются вопросы социального обеспечения и стимулирования, работающих на предприятии или в организации. В случае, если бизнес-план предполагает реорганизацию или создается для новой организации, то в данном разделе отражается информация о владельцах акций предприятий. Приводятся данные о принципах управления и о процессе принятия управленческих решений.

Финансовый план

Как следует из названия, этот раздел предназначен для определения размеров необходимого финансирования. Указывается, размеры собственного инвестирования и размеры необходимых для привлечения заемных средств. Детально расписываются все затраты, связанные с реализацией проекта и приводятся данные по предполагаемой прибыли. Этот раздел должен обеспечивать возможность увидеть всю цепочку движения финансов.

Риски

Описываются все существующие и предполагаемые риски. Кроме того, определяются методы и преодоления возможных рискованных ситуаций. В случае, если имеются договора о страховании, направленные на уменьшение рисков, сведения о них приводятся в этом разделе.

Приложения

В данном разделе бизнес-плана находятся сопутствующие материалы, необходимые при рассмотрении бизнес-плана (графики, схемы, копии документов, данные маркетинговых исследований).

Книги про бизнес планы